ДЕБЮТ (французкое слово debut, буквально— начало), начальная стадия шахматной партии (условно — 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон. Связана с определенным планом игры в середине игры. В современном дебюте каждый ход — звено единого плана, который может изменяться в зависимости от действий соперника.

Классификация шахматных дебютов

В отечественной шахматной литературе издавна все дебюты принято делить на три группы. В открытых началах обе стороны делают ход королевской пешкой через одно поле (1. e4 e5); в полуоткрытых началах белые начинают ходом королевской пешки, а черные отвечают движением королевской пешки только на следующее поле или двигают другую пешку или фигуру. В закрытых началах белые начинают партию ходом не королевской, а иной пешки или ходом коня.


Открытые начала, и особенно гамбиты, в которых уже в дебюте жертвуется пешка или фигура в интересах быстрейшего развития, являются самыми старыми и, вплоть до конца 19 века, самыми распространенными началами. Острая комбинационная борьба, сразу возникавшая в открытых началах, привлекала шахматистов прошлых столетий, так как маневренная, позиционная сторона игры была не на высоте. Еще меньше были популярны закрытые начала. Но по мере того как разрабатывалась теория игры, питаемая блестящей практикой ее новаторов, массовому шахматисту стало ясно, что творческая фантазия вовсе не является уделом одних открытых начал, которые в наши дни, наоборот, зачастую ведут к преждевременному упрощению игры. Богатейшие творческие возможности раскрылись за последние десятилетия именно в полуоткрытых и закрытых дебютах вследствие их стратегического разнообразия и тактической гибкости.


В наши дни и само деление дебютов на три группы устарело и носит чисто формальный характер. Например, такое «открытое» начало, как испанская партия, по своему сложному маневренному содержанию и богатству идей не уступит любому «закрытому» дебюту, а такие «закрытые» дебюты, как гамбит Шара-Геннига, будапештский гамбит, контргамбит Альбина, уже с первых ходов ведут к острой фигурной борьбе, характерной для открытых дебютов.

Правильнее было бы классифицировать дебюты не по внешнему признаку первого хода, а по стабильности или эластичности возникающей пешечной структуры, что и определяет открытый или закрытый, комбинационный или маневренный характер дебютной борьбы.

В международной практике применяется немного другая классификация шахматных дебютов (см. Энциклопедия шахматных дебютов, англ. ECO - Encyclopedia of Chess Openings). Главное отличие состоит в том, что закрытые дебюты дополнительно поделены на собственно закрытые (первый ход 1. d4 d5), полузакрытые (начинаются ходом 1. d4 со стороны белых и любым ходом кроме 1…d5 со стороны черных) и фланговые (начинаются любым ходом белых, кроме 1. е4 и 1. d4) дебюты.

Принципы игры в дебюте

Для современного дебюта — результата длительной эволюции шахматной теории — характерно гибкое сочетание классических принципов игры с учётом конкретных особенностей позиции. В современной шахматной практике различие между дебютом и миттельшпилем носит условный характер, поскольку эти стадии шахматной партии связаны общим планом игры. Принципы разыгрывания открытых и закрытых дебютов, несмотря на ряд общих закономерностей, различны. В открытых дебютах быстрейшее развитие фигур — первооснова для захвата инициативы и организации атаки, средство опережения соперника в мобилизации сил и создания перевеса сил на том или ином участке борьбы. Развивают фигуры в дебюте (особенно в открытых) гармонично, т. е. одновременно на королевском и ферзевом флангах, при этом стремятся препятствовать мобилизации сил соперника. Делать в открытых дебютах несколько ходов подряд одной и той же фигурой, как правило, нецелесообразно (исключение — создание или отражение непосредственных тактических угроз), так как это ведёт к потере времени (темпов); «Лишь в тех случаях можно терять время, если это даёт прочное обладание пунктами» (А. Алехин). Сначала развивают лёгкие фигуры, затем тяжёлые (в противном случае тяжёлые фигуры могут попасть под удары неприятельских фигур и пешек). В открытых дебютах короля уводят из центра (рокировка) как можно скорее, включая при этом в активную игру ладью. Для закрытых дебютов характерны постепенная мобилизация сил, накопление позиционных преимуществ, маневрирование и т. д.

Главным содержанием игры в дебюте является борьба за овладение центром. В отличие от классической её трактовки (захват центра пешками), современный дебют предусматривает сдачу центра с целью фигурного воздействия на него (как например, в староиндийской и французской защите). Большое значение имеет расположение фигур, особенно коня в центре доски (так называемая, централизация фигур). Такие фигуры держат под контролем большее число полей и могут быстро попасть на любой участок доски.

Важная роль в дебютной стратегии отводится пешкам: их продвижение обеспечивает необходимый для манёвра фигур простор, ограничивает диапазон действий сил соперника. В дебютных построениях следует избегать пешечных слабостей (изолированных, сдвоенных или отсталых пешек), если создание их не обусловлено общим планом игры. Успешные действия в дебюте обеспечиваются прежде всего совместными действиями фигур и пешек; нарушение координации приводит к плохой позиции отдельных фигур, неудовлетворительному расположению пешек, потере инициативы и т.д. Пешечные цепи могут способствовать активности фигур или ограничивать её; в свою очередь, фигуры не должны мешать продвижению пешек. Однако отрыв пешек от своих фигур опасен: продвинутые пешки без поддержки фигур нередко становятся объектом атаки.

Право первого хода даёт белым некоторую инициативу в дебюте и большие возможности для выбора плана игры. В прошлом игра чёрных трактовалась главным образом как борьба за уравнение шансов (см., например, Ферзевый гамбит, защиту Каро-Канн). В современном дебюте чёрные стремятся не только обезвредить начальную инициативу белых, но и создать активную контригру, а при случае перехватить инициативу; отсюда популярность таких дебютов, как староиндийская защита, защита Пирца-Уфимцева защита, королевское фианкетто и др.

Для успешного разыгрывания современного дебюта требуется как знание типичных дебютных построений и способов планомерного использования позиционных преимуществ, так и умение нанести быстрый тактический удар или начать прямую атаку на короля соперника. В случае, когда ни одной из сторон не удаётся добиться преимущества в дебюте, в миттельшпиле возникает игра с примерно равными шансами, которая принимает, как правило, характер осмотрительного позиционного маневрирования или обоюдоострой борьбы с использованием тактических возможностей.

Краткий экскурс в историю развития дебютной теории

Первые сочинения по теории шахматных дебютов — книга Л. Лусены (10 дебютов), Гёттингенская рукопись (12 дебютов), шахматное руководство Дамиано — увидели свет в конце 15 — начале 16 веков; в них систематизированы начальные сведения о дебютной теории.

Новаторскую роль в развитии дебютной теории сыграли «Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы» Р. Лопеса (1561), в которой наряду с критикой Дамиано анализировались новые пути атаки, впервые указывалось на значение пешечного центра; рукописный трактат Дж. Греко, где обобщался опыт сильнейших шахматистов того времени; книга Ф. А. Филидора «Анализ шахматной игры» (1749), где впервые рассматривалась стратегия игры в дебюте, тесно связанная с пешечной структурой, созданием мощного пешечного центра. Идеи Филидора, отстаивавшего последовательное (хотя и несколько медлительное) развитие сил в дебюте, не нашли, однако, поддержки у современников: продолжала доминировать дебютная стратегия острой тактической борьбы, получившая обоснование в трудах представителей итальянской школы Эрколе дель Рио, Дж. Лолли, Д. Понциани, которые выступали за быстрые фигурные атаки в дебюте, связанные с жертвой материала ради скорейшего захвата инициативы.

Значительный вклад в дебютную теорию внесён в 1-й половине 19 века: в свет вышли обширные дебютные руководства, среди которых наиболее примечательны шахматное руководство И. Альгайера (1795), «Цикл лекций о шахматной игре» У. Льюиса (1831), где главным образом анализировались гамбитные начала (королевский, Эванса, шотландский и другие), учебник дебютов Л. Лабурдонне (1833), «Руководство для шахматистов» Г. Стаунтона (1847). Универсальное руководство по дебютной теории «Хандбух» можно считать первой шахматной энциклопедией дебютов.

Особое место в развитии дебютной теории в 1-й половине 19 века принадлежит русским шахматистам А. Петрову и К. Янишу, совместно разработавшим защиту 1. е4 е5 2. Kf3 Kf6 (впоследствии названной «игрой Петрова»; см. Русская партия). Яниша по праву считают пионером изучения дебютной теории в России; он автор труда в 2 томах «Новый анализ начал шахматной игры» (1842-43), где впервые рассматривалась славянская защита (1. d4 d5 2. c4 c6), выдвигались новые идеи во французской защите, в испанской партии (1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 f5) и т.д. «Для всякого любителя шахматной игры "Новый анализ начал" К. Яниша необходим, потому что содержит в себе не только подробное изложение истинных теоретических начал игры, но и систематический свод всего, что открыто до сих пор, вместе со множеством совершенно новых начал» (из журнала «Отечественные записки», 1842). Благодаря книге Яниша «шахматная теория окончательно приняла свойственную ей научную, аналитическую форму» (В. Михайлов). Исследования в области дебюта в России были продолжены И. Киреевским, А. Кронебергом, И. Шумовым и прежде всего С. Урусовым — автором самобытного «Руководства к изучению шахматной игры» (1859-61).

При быстром развитии теории дебютов в первой половине 19 века основой дебютной стратегии по-прежнему оставались комбинационные игра с жертвами и атака на короля. Методы защиты в дебюте заметно уступали приёмам атаки. Большое влияние на дальнейшее развитие дебютной теории оказало творчество П. Морфи, который на практике показал стратегии, принципы разыгрывания открытых дебютов — быстрое и гармоничное развитие с последующей хорошо подготовленной атакой на неприятельского короля. Сила Морфи заключалась прежде всего в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин).

Позиционная школа игры, основоположником которой считается В. Стейниц, положила начало новому этапу в развитии дебютной теории. Стремительные, но прямолинейные атаки в дебюте, поспешные попытки захвата центральных полей, рискованные жертвы фигур уступили место планомерному и гармоничному развитию шахматных сил в дебюте, стремлению к длительной инициативе, последовательному форсированию событий в центре доски и т.д. Совершенствование методов защиты оказалось действенным средством в борьбе против неподготовленных атак в дебюте. В конце 19 и особенно в начале 20 веков на смену открытым дебютам с характерной для них гамбитной игрой пришли полуоткрытые и закрытые дебюты. Ещё во времена Стейница популярным дебютом стал ферзевый гамбит, основная стратегия, план которого заключается в планомерной подготовке к вскрытию игры в центре. Появился целый ряд мастеров — З. Тарраш, Р. Тейхман, К. Шлехтер и другие, которые постоянно применяли на практике полуоткрытые и закрытые дебюты. При такой игре план действий складывался, как правило, только тогда, когда большинство фигур было уже развито; между планом игры в дебюте и миттельшпилем не существовало тесной взаимосвязи.

Новатором в теории дебютов проявил себя М. Чигорин, который выдвинул ряд ценных стратегических идей (фигурное воздействие на центр, блокада пешечного центра, пешечная атака на флангах и т. д.), разработал ряд новых дебютных систем (см. систему Чигорина в испанской партия, вариант 1.е4 е6 2. Фе2 во французской защите). Чигорин стремился в дебюте к сложной, обоюдоострой игре, критически относился к дебютным системам, цель которых (для чёрных) — медленное обезвреживание инициативы соперника. Чигоринский подход к теории дебютов завоевал признание: его идеи творчески развивали Г. Пильсбери, Р. Харузек, Р. Рети, А. Алехин и другие.

Новые идеи в трактовке дебютной стратегии — прочная взаимосвязь между планами игры в дебюте и миттельшпиле, активная контригра в дебюте с фигурным воздействием на центр и т.д. особенно ярко проявились в творчестве А. Рубинштейна и А. Нимцовича. В начале 1920-х годов дебютная стратегия обогатилась ценными исследованиями Р. Рети: добровольная сдача центра сопернику с последующим овладением им путём подрыва (см. дебют Рети). Динамическая трактовка дебюта характерна для А. Алехина. Его стремление к острой борьбе уже в дебюте, жертва пешки за инициативу, преднамеренная потеря темпа, обусловленная конкретной идеей, и т. д. во многом способствовали формированию активной дебютной стратегии.

Важный этап в истории дебютной теории связан с развитием советской шахматной школы, сложившейся под влиянием идей Чигорина и Алехина. Пионерами новых дебютных идей выступили П. Романовский, В. Созин, Г. Левенфиш, В. Ненароков, В. Раузер и другие. Особую роль сыграл здесь М. Ботвинник; широкое признание получили разработка им типичных позиций, углублённое изучение дебютной теории, умение навязать соперникам наиболее неприемлемые в психологическом отношении дебютные системы и т.д. Крупный вклад в современную теорию дебютов внесли и другие советские шахматисты — В. Смыслов, Т. Петросян, П. Керес, И. Болеславский, С. Фурман, Д. Бронштейн, Е. Геллер, Ю. Авербах, М. Тайманов. Их исследования направлены в первую очередь на разработку дебютной стратегии, поиски новых путей активной игры чёрными, установление более тесной и гармоничной связи между дебютом и миттельшпилем.



фильмы бесплатно