Информация для 1 го года обучения Шахматам

Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6-7 лет
Автор Огнева Татьяна , сайт https://virtualchess.ru/test.htm
НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ 


Я думаю, что педагогу, взявшему на себя задачу обучения детей шахматам с нуля, будет интересно познакомиться с несколькими психологическими методиками, которые выявляют потенциал детей к обучению шахматной игре (подчёркнем - не к самим шахматам, а только к их обучению). Известно, что научить ребёнка двигать шахматные фигуры не составляет большого труда, но научить его ориентироваться в шахматных позициях и элементам шахматного мышления - очень трудоёмкая задача. Осуществление этой задачи во многом зависит от внутреннего потенциала к саморазвитию ребенка. Одной из важных характеристик этого потенциала является обучаемость.
Image
Как использовать рисунок? Вот текст, который поможет ребенку выполнить задание.
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы кружочки. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в оставшемся квадрате один кружок помещен не так, как в остальных двух. НАЙДИ этот квадрат и поставь сверху галочку. Это и будет твоим ответом на задание. Если решил задачу с кружочками, то точно так же решай задание с галочками и крестиками».
Конечно, лучше всего, если ребенок безошибочно выполнил все три задания.
Это свидетельствует о его соответствии возрастной норме развития. Если выполнено правильно одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Это обычно присуще детям импульсивным или очень эмоциональным. Если наш испытуемый не справился ни с одним заданием, то можно предположить, что у него – низкий уровень развития умения сравнивать различные объекты. В этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения анализировать, но при щадящих, со сниженным объемом нагрузки, условиях.

Вторая методика (она называется «Рисование заборчика») взята из комплекса приемов нейропсихологического обследования и позволяет выявить такие недостатки двигательной сферы как стереотипность движений, трудности в переключении с одной программы движений на другую.
Начало заборчика приведена на рисунке № 2.
Image
Инструкция: Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами:
«Ты видишь перед собой начало заборчика. Возьми карандаш и продолжи точно так же. При этом карандаш от бумаги отрывать нельзя. Рисуй до конца листа».
Если ребенок продолжает рисовать только один элемент, например, углы, то это свидетельствует об инертности мышления. Если между элементами появляются площадки, то это говорит о трудностях переключения в деятельности. В случае, когда к концу строки размер элементов увеличивается, мы видим повышенную утомляемость ребенка. Об этом же может свидетельствовать и уменьшение элементов рисунка заборчика. Выявленные недостатки оказывают негативное влияние на эффективность умственной деятельности во время занятий шахматами и замедляют процесс обучения. Преодоление этих трудностей ребенка должно стать серьезной заботой его родителей, так как посредством выполнения только шахматных упражнений устранить их нельзя.

Третья методика определения способностей к обучению шахматам сконструирована мною. Она диагностирует способность ребенка действовать в уме. Я назвала ее «Архитектор и строители». Материалом служит картинка домика и ряд условных обозначений (рисунок № 3).
Image
Инструкция: Посмотри на картинку. На ней нарисован дом. Подсчитай, сколько в нем этажей. Правильно, 2 этажа. Обозначим число этажей в доме цифрой с горизонтальной черточкой: 2 -.
А теперь подсчитай, сколько в этом доме подъездов. Ты, конечно, знаешь, что окна квартир в одном подъезде расположены друг над другом. Правильно, в этом доме 3 подъезда. Обозначим общее число подъездов в доме цифрой с вертикальной черточкой: 3 ?.
Эти обозначения цифрами и черточками этажей и подъездов назовем ПРОЕКТОМ этого дома.
Выполни следующее задание:
Тебе нужно нарисовать дома по заданным проектам.

1 проект – 3 – и 2 |.

2 проект – 4 – и 3 |.

3 проект – 2 – и 1 |.

Очень важный тест! Как показывает практика, дети, справившиеся с этим заданием, успешно осваивают шахматную игру. Даже выполнение одного или двух заданий дает хороший прогноз для обучения шахматам. Если ребенок не нарисовал правильно ни одного задания, а только копировал образец, то это может говорить о репродуктивном стиле деятельности (склонность только копировать действия взрослого без самостоятельного анализа условий предложенной задачи).
В случае отказа ребенка выполнять задание или подмены задания произвольным рисованием какого-то своего дома можно предположить слабое развитие поисковой активности. Такие дети могут освоить правила игры в шахматы, но при этом у них будет сохраняться низкий уровень обучаемости. Это будет проявляться и в отсутствии переноса полученных на занятиях шахматами знаний в собственную игру.

Четвертая методика называется «Эмоциональный статус личности».
Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.
Для ее осуществления каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.
Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.
Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».
Инструкция № 2: (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».

Таблица № 1. Интерпретация результатов (дается по Дорофеевой)

Цветовая формула

Функциональное состояние

Описание функционального состояния

К - С - ЗФункциональное напряжение (ФН)Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы.
С - К - ЗФункциональное расслабление (ФР)Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний.
С - З - КФункциональное возбуждение (ФВ)Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.
К - З - СФункциональное торможение ( ФТ)Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений - от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма.
З - С - КСостояние аффективного возбуждения (АВ)Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости.
З - К - ССостояние аффективного торможения (АТ)Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха.
Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности (ФН) или функционального возбуждения (ФВ). Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.
Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в моем тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.

Для более детального изучения шахмат рекомендую пройти азы НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ 

НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ 

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ - список программ



РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ
РАЗНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
https://www.раскраскараскраски.com/раскраски-Шахматы.html
ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Игры от Валентины Акишиной
https://vk.com/myhobiischess

Игра "Ладья и пешки".
На половинах доски зеркально расставляются 8 пешек.
 Каждая ладья ходит только по своей половине и съедает пешки соперника.
Цель - побить все пешки за меньшее число ходов. Ходы отображаются слева от доски.
При равенстве ходов объявляется ничья.
Если игрок сделал нелегальный ход (перепрыгнул через пешку), соперник объявляет об этом нарушении и становится победителем. Так что наблюдайте не только за своими ходами, но и за чужими!
Играем тут - https://scratch.mit.edu/projects/102347610/fullscreen/


Игра "Конь - путешественник"

Найди маршрут шахматного коня - это популярная головоломка о том, как обойти конем все клетки шахматной доски, побывав на каждой из них только один раз, известна уже много сотен лет. Ещё в 1749 году знаменитый математик Эйлер обратил на неё внимание, результатом чего стало: «Решение одного любопытного вопроса, который, кажется, не поддается никакому исследованию».

Многие известные математики обращали свое внимание на эту задачу, так как им была интересна ее математическая составляющая.

Проблема заключается не в самом решении этой задачи или пути коня по доске, а в нахождении всех возможных вариантов и их подсчете.

Можете представить себе, количество путей коня не менее 30 миллионов

Поиграть в онлайн-игру "Конь - путешественник" можно тут - https://scratch.mit.edu/projects/44552500
Так закрепляется в памяти траектория хода коня.

Игра "Выбери фигуру"

По экрану перемещаются разные шахматные фигуры. Голос говорит, какую фигуру вам нужно указать.
Ваша цель - набрать 50 очков. Тогда вы получите кубок.

 Играем тут - https://scratch.mit.edu/projects/98708304/fullscreen/
Игра "Конь – футболист"
 Программа помогает изучить траекторию хода коня.Зеленые подсказки постепенно исчезают.
После 50 хода подсказок почти не видно.
Вам нужно пинать мячики, чтоб они все улетели с доски. Тогда вы получите кубок.
Играем тут - https://scratch.mit.edu/projects/104233667/fullscreen/

Игра "Конь и рыбки"
Игра "Кратчайший путь"

 Доберись ладьёй до спасательного круга за наименьшее число ходов,не становясь на заминированные поля.

Играем тут - https://scratch.mit.edu/projects/102950031/fullscreen/


Другие полезные ссылки:
https://stepchess.ru/ (решаем задачи + отправляем мне ник - добавлю в ученики)

https://lichess.org/ (играем тут, мой ник kerop , добавиться в друзья)


скачать dle 12.0

27-01-2024, 11:35

Комментариев: 0

Просмотров: 422

Добавление комментария



Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
АВТОРИЗАЦИЯ
модули, шаблоны DLE
Кто онлаин ?
Всего на сайте: 1
Пользователей: 0
Гостей: 1